В рамках проекта «Циклон-2», в интересах ВМФ, ФПИ* разрабатывает комплекс, который будет состоять из беспилотного самолета типа «Орион» и посадочной платформы на базе циклолета. На данный момент сформирован предварительный технический облик комплекса.
Совместный проект Фонда перспективных исследований и Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук «Циклон» стартовал в 2019 году.
Цель проекта — создание демонстраторов летательных аппаратов с циклическими движителями.
К главным преимуществам аппаратов данного типа относятся маневренность, небольшие габариты, низкий уровень шума, способность причаливания к вертикальным поверхностям, а также взлета и посадки на наклонные поверхности.
В рамках проекта спроектирован и построен летный прототип демонстратора летательного аппарата «Циклодрон», содержащий четыре циклических движителя.
Движители состоят из пяти лопастей с изменяемым углом установки, заключенных в боковые диски.
Вектор тяги таких движителей может быстро меняться как по модулю, так и по направлению на 360 градусов благодаря возможности изменения общего и циклического шага, а также скорости вращения.
Силовая установка прототипа демонстратора состоит из четырех электродвигателей и аккумуляторной батареи, а для обеспечения большей продолжительности полета разработана, изготовлена и испытана гибридная силовая установка на базе двигателя внутреннего сгорания.
На демонстраторе отработана система автоматического управления полетом, позволяющая аппарату осуществлять повороты по курсу, горизонтальный полет, полет со скольжением, зависание с тангажом до 45°, а также вертикальные взлет и посадку как с горизонтальных, так и с наклонных поверхностей.
Произведены первые в мире летные испытания летательного аппарата с циклическими движителями с гибридной силовой установкой и полезной нагрузкой 10 кг в полностью автоматическом режиме.
Летные испытания подтвердили основные преимущества летательных аппаратов с циклическими движителями (низкий уровень шума, возможность взлета и посадки на наклонные поверхности, возможность причаливания к вертикальным поверхностям).
В 2021 году в рамках проекта «Циклон» стартовали работы по созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар». Расчетная грузоподъемность машины составляет 500 кг.
Произведено предварительное проектирование летательного аппарата, а также проведены испытания его движителя диаметром 1,5 м в аэродинамической трубе.
Расчетные габариты Циклокара при грузоподъемности в 500 килограммов составляют 6×6 метров, максимальная скорость до 200 километров в час, дальность полета до 500 километров.
Работы по изготовлению и летным испытаниям Циклокара будут продолжены в рамках проекта Фонда «Циклон-2».
На стандартной корабельной вертолетной площадке для Ка-27 будет размещаться циклолетная платформа, на которой будет стоять беспилотник самолетного типа. Так как для взлета беспилотнику нужен разбег, то роль «воздушного аэродрома» будет играть циклолет: он взлетает, разгоняется, на скорости отрыва при нужном положении беспилотник взлетает с платформы. Во время посадки платформа также будет делать все за беспилотник: подлетит под него, сравняет скорости, примет нужный угол атаки, подхватит беспилотник, осуществит посадку на корабль.
*ФПИ — Фонд перспективных исследований, https://fpi.gov.ru.