Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского» — крупнейший в мире центр авиационной науки.
Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.
В ЦАГИ разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов, новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера, проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.
Институт оснащен уникальной экспериментальной базой, способной в наземных условиях моделировать полет летательных аппаратов при скоростях от 10 м/с до значений, соответствующих М=25.
В течение последних лет в ЦАГИ достигнуты весомые результаты в решении проблем аэродинамики, динамики полета и систем управления, а также статической прочности, ресурса и надежности летательных аппаратов.
Основные направления деятельности ЦАГИ:
аэродинамика самолетов, вертолетов, ракет и других летательных аппаратов;
аэродинамика силовых установок летательных аппаратов;
динамика полета и системы управления летательными аппаратами;
анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов;
разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию летательных аппаратов, повышение безопасности полета и улучшение информационного обеспечения пилота;
разработка пилотажных стендов для отработки динамики полета, исследования взлетно-посадочных режимов и маневрирования самолетов и вертолетов;
прочность авиационных конструкций и конструктивно-силовые схемы летательных аппаратов;
усталость и живучесть конструкций, статическая и тепловая прочность изделий;
обеспечение заданного ресурса проектируемых самолетов и безопасной эксплуатации существующих;
аэроупругость летательных аппаратов, промышленных машин и строительных сооружений;
компьютерные технологии при проектировании и изготовлении аэродинамических моделей;
проектирование экспериментальных установок для наземных испытаний авиационной, ракетной и космической техники;
аэротермодинамика и газовая динамика;
гидродинамика;
аэроакустика;
исследования альтернативных источников энергии для самолетов и вертолетов;
промышленные вентиляторы;
микроволновая технология;
плазменная физика;
нанотехнологии;
высокоточное производство на станках и обрабатывающих центрах с ЧПУ.
Научно-технический задел
В ЦАГИ создан научно-технический задел по следующим направлениям:
аэродинамика (разработаны новые сверхкритические крылья и аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов следующего поколения и методы вычислительной аэродинамики);
конструкция (разработаны мероприятия по повышению весового совершенства и увеличению ресурса за счет применения новых материалов и оптимизации конструктивно-силовых схем);
силовые установки (выполнены исследования по интеграции элементов планера и воздухозаборных устройств);
системы управления (разработаны принципиальные схемы, структура и алгоритмы управления самолетов и вертолетов следующего поколения);
материалы (исследованы новые конструкционные материалы для перспективных летательных аппаратов);
технология (разработаны технологии компьютерного проектирования и производства элементов конструкции самолетов и вертолетов);
акустика (разработаны мероприятия по обеспечению выполнения перспективных требований ИКАО по шуму).
Результаты фундаментальных исследований легли в основу определения облика магистральных самолетов нового поколения и обеспечили их высокую экономичность.
В своих аэродинамических трубах ЦАГИ выполняет комплексные модельные и натурные испытания по отработке оптимальных форм автомобилей всех типов, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке. Исследуются ветровые нагрузки на высотные здания, мосты, крупногабаритные оболочки, ведется поиск экологически оптимальных вариантов застройки городских микрорайонов.
Богатый опыт создания специальных измерительных приборов позволил специалистам ЦАГИ разработать гамму промышленных тензодинамометров и термопреобразователей.
Для нефтегазового комплекса страны в ЦАГИ разработаны методики определения остаточного ресурса магистральных трубопроводов и оценки усталости и живучести сварных соединений газопроводов.
Возросший интерес к экологически чистым возобновляемым источникам энергии вызвал бурный интерес к ветросиловым установкам, в связи с чем в ЦАГИ получили дальнейшее развитие аэродинамические и прочностные исследования ветроколес пропеллерного и вертикально-осевого типа.
Институт располагает комплексом методов и программ расчета ветро-силовых установок, возможностями испытания их моделей в аэродинамических трубах. По результатам работы ЦАГИ проведена сертификация ВЭУ ЭСО-0020 для длительной эксплуатации.
В ЦАГИ разработан комплекс экспериментально-расчетных исследований прочности и ресурса конструкций мостов и высотных сооружений, находящихся под интенсивным воздействием ветровых нагрузок.
Совместная работа специалистов института с проектировщиками позволяет обеспечить оптимальную материалоемкость сооружений и их устойчивость.
Примером внедрения результатов работы ЦАГИ являются монумент Победы на Поклонной горе в Москве, мосты через реки Белая, Обь и Москва.
ЦАГИ является признанным лидером в аэродинамическом проектировании вентиляторов и компрессоров различных схем и типоразмеров.
Расчетные методы и наличие уникальных испытательных стендов, современной вычислительной техники и развитых комплексов математических моделей гарантируют создание высокоэффективных вентиляторов, оптимальных для заданной компоновки по габаритам, массе, энергопотреблению и акустическим требованиям.
ЦАГИ
http://www.tsagi.ru/, info@tsagi.ru, press@tsagi.ru