Компания миллиардера Пола Аллена (одного из основателей компании Microsoft) показала публике ключевой элемент летающего космодрома — гигантский самолет-носитель.
Пол Аллен и авиаконструктор Берт Рутан (владелец компании Scaled Composites) учредили в 2010 году компанию Stratolaunch System. Целью созданной компании стало создание проекта авиационно-космической системы (АКС), способной запускать с борта самолета (выполняющего роль летающего космодрома) ракеты космического назначения легкого класса.
31 мая 2017 года, первый, самый большой и наиболее инновационный элемент будущей АКС – самолет-носитель, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов, — был выкачен из ангара.
Данному самолету-носителю предстоит стать летающим стартовым комплексом, с которого будут взлетать космические ракеты.
АКС, или системы воздушного старта, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными ракетами-носителями, стартующими со стационарных пусковых комплексов на земной поверхности.
Некоторые из преимуществ
1. Авиационно-космические системы имеют так называемый параллакс, т. е. расстояние между аэродромом базирования и точкой воздушного старта ракеты-носителя с борта самолета. Это актуально для стран, расположенных в умеренных широтах (например, в России), потому что при прямом запуске на орбиту (без маневра на участке выведения или последующих межорбитальных переходов) с наземного космодрома нельзя запустить космический аппарат на орбиту искусственного спутника Земли, наклонение которой меньше географической широты точки старта.
Авиационно-космическая система может, взлетев, например, с российского аэродрома, долететь до экватора и там запустить спутник на геостационарную орбиту без потерь топлива на поворот плоскости орбиты.
2. Самолет-носитель, в данной системе, выполняет роль многоразовой первой ступени, которая после пуска возвращается на аэродром и может использоваться повторно, что в перспективе должно существенно удешевить стоимость выведения полезных грузов в космос. Именно это сейчас пытается доказать Илон Маск повторным использованием первой ступени своей ракеты-носителя Falcon-9, которая после пуска садится вертикально на плавучую платформу в Атлантическом океане – но традиционная горизонтальная посадка пилотируемого самолета-носителя гораздо проще, дешевле и безопаснее.
3. В случае необходимости, запуск ракеты можно отменить уже после вылета системы, на пути к месту воздушного старта.
4. Ракета-носитель стартует не с поверхности земли, а с высоты 8-10 километров, куда ее поднимает самолет-носитель, «передавая» ей в момент сброса не только свою высоту, но и свою скорость полета, что тоже повышает ее эффективность.
5. Со всех стационарных космодромов (как правило) запуск возможен только в определенных направлениях (азимутах), ограниченных заранее фиксированными районами («полигонами») падения отработанных ступеней ракеты-носителя. Авиационно-космическая система, в силу мобильности старта, может запускать вторую (ракетную) ступень практически в любом направлении (с любым азимутом, т. е. сразу выводить спутник на орбиту с любым нужным наклонением), потому что всегда можно выбрать точку воздушного старта так, чтобы место падения отработанных ступеней приходилось в безлюдные районы Мирового океана.
Кроме вышеперечисленных и других достоинств АКС, существуют и проблемы в их создании…
Данная статья опубликована на основе материалов Forbs http://www.forbes.ru
Оригинал статьи расположен по адресу http://www.forbes.ru/milliardery/345913-letayushchiy-kosmodrom-pola-allena-kak-rossiya-snova-utratila-prioritet