«Новости машиностроения! представляют спортивно-пилотажный реактивный самолет СР-10 КБ «Современные Авиационные Технологии» (КБ «САТ»).
Не так часто мы слышим о новинках авиастроения, особенно частного авиастроения. Инвестиции в данную область деятельности редкое явление для России. И тем не менее, нашлись энтузиасты, которые создали КБ «Современные авиационные технологии»*.
Одним из уникальных и востребованных стал проект спортивно-пилотажного реактивного самолета СР-10, который должен был стать заменой для устаревшего чешского учебного самолета L-39.
Самолет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6.
Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0», что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования.
Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.
По сравнению с аналогами самолет СР-10 обладает следующими преимуществами:
удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
25 декабря 2015 года совершил первый полет опытный образец легкого реактивного учебно-тренировочного самолета «СР-10» созданный в конструкторском бюро «Современные авиационные технологии».
В процессе полетов по программе первого вылета была выполнена качественная оценка: некоторых летных характеристик; устойчивости и управляемости; работы систем и оборудования.
По отзыву летчика-испытателя самолет показал себя динамичным и приятным в пилотировании.
Характеристики самолета на выполненных режимах соответствовали расчетным, системы и оборудование работали в штатном режиме.
Полет прошел нормально. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам самолет обладает большим потенциалом.
Проект СР-10
Инициативная разработка перспективного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета была начата КБ САТ в 2007 году. Название СР-10 означает — самолет реактивный, со стреловидностью крыла «-10о».
Назначение УТС СР-10 — выполнение базовой летной подготовки будущих летчиков военной авиации, а также подготовка летчиков-спортсменов и пилотов-любителей легких реактивных самолетов.
Основные этапы реализации программы «СР-10»:
2007 год – рождение концепции, начало эскизного проектирования.
Август 2009 года – демонстрация на международном авиасалоне МАКС-2009 полноразмерного макета самолета.
Март 2014 года — участие проекта самолета «СР-10» в открытом конкурсе Министерства обороны России на самолет первоначального обучения.
23 августа 2015 года – торжественная выкатка самолета «СР-10» из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и авиапромышленности России.
25 декабря 2015 года – первый полет самолета «СР-10».
Концепция
Концепция и технический облик нового УТС строились на основе передовых взглядов на современный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет с использованием современных принципов конструирования и использования материалов.
Для самолета была выбрана интегральная аэродинамическая компоновка, применено крыло умеренной обратной стреловидности в сочетании с развитыми корневыми наплывами, что позволило обеспечить беспрецедентные маневренные характеристики в сочетании с высоким аэродинамическим качеством и повышенной безопасностью полета с точки зрения непроизвольного попадания в штопорное вращение.
В ходе выполнения работ по самолету было успешно решено значительное количество научно-технических задач в области аэродинамики, прочности и материаловедения.
Предполагается, что самолеты СР-10, смогут полностью удовлетворять потребностям как российских ВВС, так и частных и иностранных заказчиков на протяжении ближайших 15-20лет. При этом заказчик будет получать самолеты, оптимизированные под его конкретные требования – от базовых, относительно недорогих вариантов с узким кругом решаемых задач, до оснащенных самым совершенным оборудованием, многофункциональных УТС и УБС в том числе и корабельного базирования.
К большому сожалению, до сих пор неизвестны подробности о использовании самолета для Минобороны РФ. Но мы надеемся, что проект будет успешно реализован.
*КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ») специализируется на разработках и опытном производстве высокотехнологичных машин и агрегатов.
Коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов имеющий большой опыт работы в различных авиационных КБ. Специалисты (КБ «САТ») могут выполнять различные виды работ по трехмерному моделированию, как отдельных узлов, так и агрегатов в целом их взаимную компоновку и увязку, в процессе моделирования производиться проверка проектируемых деталей на взаимное пересечение, а также проверка работоспособности систем и механизмов с анализом нагружинности и сопрягаемости отдельных элементов конструкции. Так же проводиться прочностной расчет, как отдельных узлов, так и агрегатов в сборе.
При необходимости в процессе разработки отдельных агрегатов и механизмов производится их натурное моделирования с использованием технологии стереолитографии, что позволяет вносить необходимые изменения в конструкцию на ранних стадиях её разработки.
В КБ освоены методы работы с различными композиционными материалами такими как «сэндвич панели» на основе стекло- и углетканей смешенных панелей различного плетения, а так же высокопрочными сплавами.
Дополнительная информация о КБ «САТ» — http://www.kb-sat.ru/