АО «Невское проектно-конструкторское бюро»* разработало проект универсального морского комплекса «ВАРАН» (легкий авианосец).
Идеалогия проекта универсального морского комплекса (УМК) «ВАРАН» включает в себя создание авианосца.
Конструктивные решения, методы проектирования и применённая концепция открытой архитектуры позволяют размещать и эксплуатировать на Авианосце образцы вооружения, оборудования, техники и средств механизации различных производителей.
По требованию Заказчика на авианосце «ВАРАН» могут быть применены указанные им образцы, либо наиболее подходящие для решения поставленных задач с точки зрения проектного бюро.
Облик перспективного авианосца формируется требованиями, предъявляемыми к кораблю в соответствии с его назначением и задачами. Эти требования определяют состав авиагруппы, состав вооружения, тип и состав энергетической установки.
Основным назначением авианосца является обеспечение в составе корабельной авианесущей группы боевой устойчивости группировок сил ВМС и нанесение авиационных ударов по воздушным, морским и наземным объектам противника в оперативно-важных районах океанских и морских зон.
Архитектурно-конструктивный тип авианосца, построенного на базе УМК – однокорпусный водоизмещающий корабль с угловой посадочной палубой, спонсонами правого и левого бортов, парковой зоной, оборудо-ванной техническими позициями, минимальной надстройкой (островом) на носовой части спонсона правого борта.
Взлет самолетов производится с катапульт, посадка – на тросы аэрофинишеров. Самолетоподъемники – бортовые.
Технические характеристики УМК «ВАРАН»
Водоизмещение, т. — ок. 40 000.
Длина, м. — ок. 250.
Ширина, м. — ок. 65.
Осадка, м. — ок. 9.
Состав авиагруппы (из них БПЛА) — до 53 (20) ед.
Скорость хода максимальная, узл. — ок. 29.
Двигатели — 4 х ГТУ, 20 МВт/Электродвижение 2 х ГЭД, 40 МВт.
Состав и тип АТСК — 3 перспективных аэрофинишера, 2 перспективных ЭМРТУ.
Комплекс — УРО до 16 ПКР.
Справка
Акционерное общество «Невское проектно-конструкторское бюро» — старейшее в Российской Федерации проектно-конструкторское бюро надводного кораблестроения.
Бюро было организовано 18 января 1931 г. приказом Центрального правления Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь», как самостоятельное хозрасчетное предприятие, входящее в состав этого объединения и подчиненное непосредственно его правлению. Задачей нового предприятия стало централизованное выполнение проектно-конструкторских работ по военному кораблестроению в целях ускорения возрождения и дальнейшего развития Морских сил РККА, как тогда назывался наш Военно-Морской Флот.
До этого, разработка проектов военных кораблей выполнялась, как это было до революции 1917 г., специалистами Морского технического комитета (НТКМ). Технические бюро заводов-строителей, в обеспечение строительства кораблей на своих предприятиях, выпускали по проектам НТКМ рабочую конструкторскую документацию (РКД).
Сегодня АО «Невское ПКБ» — ведущее конструкторское бюро судостроительной промышленности России, головное предприятие по проектированию и обеспечению документацией строительства, ремонта, переоборудования и модернизации самых крупных и сложных боевых надводных кораблей океанской зоны, корабельных авиационно-технических средств и высадочных устройств десантных кораблей.
До начала Великой Отечественной войны по проектам бюро, построили более ста кораблей и судов, что позволило не только значительно обновить и пополнить состав Балтийского и Черноморского флотов, но и заложить основы создания двух новых – Северного и Тихоокеанского.
В 1946-1950 г.г. – на базе НПКБ (в то время, ЦКБ-17), создали новые самостоятельные конструкторские коллективы: ЦКБ-53 (ныне – Северное ПКБ), СКБК и ЦКБ-16 (в 1974 г. вошло в состав СПМБМ «Малахит»). С 1950 г. бюро было ориентировано на создание легких артиллерийских крейсеров, а с прекращением их строительства – выполняло работы по проектированию кораблей и судов океанского ракетно-ядерного флота, в том числе – для отработки новых образцов вооружения и ракетно-космической техники.
С 1958 г. коллектив бюро приступил к проектированию и обеспечению строительства принципиально новых кораблей – противолодочных крейсеров (ПКР) и экспедиционных океанографических кораблей (ЭОК), с 1963 г. – больших десантных кораблей (БДК), с 1964 г. – плавучих ракетно-технических баз (ПРТБ), с 1968 г. – тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). Всего в 1931-1990 г.г. по 45-ти проектам бюро на 16-ти заводах в 10-ти городах страны построено около 300 кораблей и судов различных классов, типов и назначений (ПКР типа «Москва», БДК типов «Саратов» и «Иван Рогов», ЭОК типов «Сибирь» и «Чажма», ПКИК «Космонавт В. Комаров», ТАКР типа «Киев», ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и др.).
Со второй половины 1970-х годов бюро заняло передовые позиции в надводном судостроении в области применения ЭВМ при проектировании и разработке РКД при строительстве кораблей и судов. Внедрено и освоено современное компьютерное обеспечение производственного процесса на основе сети программно-аппаратного комплекса с использованием новейших сетевых технологий обработки информации, организованной в корпоративную информационную систему.
1992 г. Невское ПКБ принимает активное участие в международных проектах по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. По межправительственному соглашению разработан эскизный проект авианосца для ВМС Китая; по заключенному контракту, выполнены проектно-конструкторские работы в обеспечение ремонта и переоборудования на ФГУП «ПО «Севмаш» ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец ВМС Индии. Бюро определено также генеральным исполнителем по оказанию технической помощи ВМС Индии в проектировании авианосца проекта 71 и взлетно-посадочного оборудования наземного испытательного комплекса.
НПКБ разрабатывает рабочую конструкторскую, эксплуатационную и приемосдаточную документацию для обеспечения строительства БДК нового поколения «Иван Грен» на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».
Ныне АО «Невское ПКБ» работает в условиях стабильного производства и финансовой устойчивости, достаточно полного портфеля заказов на ближайшую перспективу, обладая высококвалифицированным персоналом, осваивая новые информационные технологии проектирования кораблей, выпуска РКД и управления предприятием, разрабатывая и осуществляя проекты возрождения и дальнейшего развития отечественного судостроения.
Источник информации — АО «Невское проектно-конструкторское бюро», http://www.npkb.ru/