Основной боевой российский танк Т-90 отмечает юбилей: ровно 30 лет назад, 5 октября 1992 года, он был принят на вооружение Российской армии.
Экспортный вариант Т-90С эксплуатируется в нескольких странах и является самым коммерчески-успешным танком XXI века. Интерес со стороны заказчиков к этому изделию наблюдается и сегодня. Их привлекают исключительная надежность, безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины, а также оптимальное соотношение цены и качества.
В российские войска Уралвагонзавод (в составе концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) также поставляет Т-90, но уже модернизированный, под именем «Прорыв».
У танка Т-90 непростая судьба. На свет он появился в сложные годы перестройки. Конструкторы Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (в составе концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) вложили в него весь опыт испытаний и войсковой эксплуатации «семьдесятдвоек». А также лучшее из того, что предлагали оборонные институты страны: усиленную комбинированную броню в сочетании со встроенной динамической защитой, комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш», прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С.
Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволил увеличить дальность огня до 5000 м.
Впервые в мире на машине был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1.
27 марта 1991 года танк был рекомендован для принятия на вооружение. Однако политическая неразбериха тех лет отложила окончательное решение.
С мертвой точки дело сдвинулось после приезда на Уралвагонзавод в июле 1992 года первого президента РФ Б. Н. Ельцина. Производство «девяностых» началось в 1993-м. От российских танкистов на новые машины приходили самые высокие оценки. В 1995 году несколько танков Т-90 участвовали в боевых действиях в Чечне и оказались практически неуязвимыми для противотанковых средств. Однако именно тогда государство приостановило закупки Т-90.
В 1997 году с экспортным вариантом Т-90С познакомилась военная делегация Индии. Машина в целом понравилась, однако индийские военные потребовали дополнительной доработки танка по их требованиям.
УКБТМ и Уралвагонзавод в эти непростые годы находились на грани закрытия, но, к счастью, уже имелись отработанные узлы и идеи, и три опытных машины были изготовлены в кратчайшие сроки. На них были установлены новые дизели В-92С2 мощностью 1000 л. с. производства ООО «ЧТЗ-Уралтрак», усовершенствованная ходовая часть, система управления огнем с различными вариантами тепловизионных прицелов. Одну из машин оснастили сварной башней.
Благодаря невероятным усилиям генерального директора Уралвагонзавода Николая Малых, главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина, начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ Сергея Маева и коллективов предприятий в 1999 году танки отправились на испытания.
Напряжение тех лет и тяжесть проделанной работы подтверждает трагический случай: Владимир Поткин умер прямо за столом в своем кабинете. В день, когда танки грузили в самолет, его провожали в последний путь.
Вряд ли какой-либо другой танк выдержал бы ту проверку на прочность, какой подвергли Т-90С индийские военные.
В пустыне Тар, при почти полном отсутствии дорог, каждый танк прошел более 2000 километров, преодолевая песчаные барханы высотой 10-15 метров. Все это при дневной температуре воздуха до 53 градусов и ночной около 30, когда двигатель просто не успевал остыть.
Под впечатлением испытаний военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания».
15 февраля 2001 года был подписан контракт о поставке в Индию 310 танков Т-90С. Он позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия танкостроительной отрасли. А 7 января 2004 года с конвейера завода в городе Авади сошел первый Т-90С индийской сборки. Вслед за этим последовали и другие контракты, причем не только с Индией. Всего за рубеж за эти годы отправились более тысячи машин.
Т-90С образца 1999 года породил прецедент, ранее в отечественном танкостроении немыслимый: экспортная машина стала основой танка для российской армии.
В 2004 году УКБТМ и Уралвагонзавод вновь получили государственный оборонный заказ. 15 апреля 2005 года указом президента РФ был принят на вооружение танк Т-90А – со сварной башней, 1000-сильным двигателем, а начиная с 2006 года – и с тепловизионным прицелом.
Во все машины тагильской школы танкостроения заложен огромный модернизационный потенциал. Не стал исключением и танк Т-90. В результате опытно-конструкторской работы был создан унифицированный боевой модуль, в равной степени пригодный для установки как на вновь построенные боевые машины, так и для модернизации техники.
В 2011 унифицированный боевой модуль был совмещен с шасси танка Т-90С, образовав таким образом новый танк – Т-90МС. А в 2021 году в российские войска отправилась первая партия танков Т-90М «Прорыв».
Модернизация «девяностого» оказалась настолько многоуровневой, что Т-90М «Прорыв» по праву можно считать новой боевой машиной.
Танк Т-90М «Прорыв» является самой совершенной машиной в семействе Т-90 и наиболее приспособленной к действиям в условиях современного боя. На нем полностью заменена башня, модернизированы силовая и трансмиссионная установки, ходовая часть, повышен уровень бронестойкости.
По боевой эффективности танк Т-90М значительно превосходит своего предшественника Т-90, но при этом сохраняет его преимущества, такие как исключительная надежность и минимальный объем технического обслуживания при эксплуатации.
Источник информации https://rostec.ru/