Тенденция под названием Industrial Internet (Промышленный Интернет) все больше охватывает все, от локомотивов до ветровых турбин, аппаратов МРТ и даже целых заводов, что может существенно повлиять на нашу жизнь.
Согласно докладу компании Accenture за 2015 год, Промышленный Интернет с его очевидной привлекательностью как для производителей, так и для покупателей, способен к 2030 году обеспечить мировой экономике более 14 триллионов долларов прибыли.
Только представьте себе аппараты МРТ, цены на которые регулировались бы количеством проведенных обследований, что избавило бы медицинские учреждения от необходимости вносить миллионные авансы. Или электростанции, способные прогнозировать время своего выхода из строя и оповещать о необходимости профилактического техобслуживания…
«Мы на пороге коренного перелома во всех отраслях промышленности, поскольку данные становятся доступнее, датчики — все совершеннее, а вычислительные ресурсы дешевеют», — утверждает Эми Ша (Amy Shah), первый вице-президент и директор по маркетингу компании TE Connectivity, занимающейся разработкой решений на базе сетевого взаимодействия и датчиков.
Подавляющее большинство компаний (88%, по данным исследования, проведенного Международным экономическим форумом в текущем году) по-прежнему пытаются понять значение Интернета крупных вещей (Intenet of Heavier Things). Кто воспользуется его преимуществами? Как изменятся бизнес-модели? Каковы риски и выгоды?
Если вкратце, говорит Дима Токар (Dima Tokar), соучредитель и технический директор компании MachNation (занимается аналитическими оценками и разработкой приложений для Интернета вещей), то компании, стремящиеся стать сервис-ориентированными, должны изменить свои технологические и бизнес-модели.
С точки зрения технологий, это подразумевает поиски способа отслеживать использование активов и взимать плату за такое использование. Делать это можно, например, с помощью встроенных средств связи и ряда приложений.
Что же касается бизнес-моделей, то необходимо внедрять новые процессы и менять организационные структуры, а также обеспечивать согласованную работу отделов маркетинга, продаж и эксплуатации. «Если такие преобразования обеспечат увеличение прибыли или сокращение расходов, то компании найдут способ осуществить их», — убежден Д. Токар.
Модель «Продукт как услуга» (XaaS) не нова. Rolls Royce уже давно продает не реактивные двигатели, а сроки их использования. В некотором отношении подключенное обслуживание напоминает лизинг. Разница только в том, что акцент делается на услуге, а не на активах, говорит Кен Форстер (Ken Forster), главный исполнительный директор компании PLAT.ONE, которая занимается разработкой корпоративного ПО и промышленных решений. По его словам, «такой подход выгоден как производителям, так и покупателям активов или услуг. Производитель получает более тесное сотрудничество, обеспечивающее стабильный, долгосрочный доход от широкого спектра услуг, а покупатель — доступ к недорогим крупным товарам производственного назначения».
Кто получит наибольшие выгоды от Промышленного Интернета? Кен Форстер считает, что это зависит от вида продукции и отрасли, причем продажа более ценных товаров сервисным отраслям позволит быстрее внедрить модели XaaS. «Думаю, каждый производитель промышленного оборудования должен учитывать, насколько его продукция будет интеллектуальной, подключенной и, следовательно, способной поддерживать модели XaaS», — считает Форстер.
Согласно отчету Международного экономического форума, Промышленный Интернет все еще находится на раннем этапе развития, аналогичном состоянию Интернета в конце 1990-х.
В настоящий момент наиболее востребованные области применения Промышленного Интернета — это прогностическое техническое обслуживание и удаленное управление активами, где наличие оперативных данных позволяет сократить число поломок или уменьшить время непредвиденного простоя. Например, на новейших моделях локомотивов GE установлено более 250 датчиков, которые обрабатывают 150000 единиц информации в минуту.
Поток информации, поступающей в реальном времени (от погоды и давления масла до температуры и скорости), обеспечивает непрерывную проверку механизмов, что позволяет максимально сократить время простоя и убытки перевозчиков и владельцев железных дорог.
Другая заманчивая возможность заключается в повышении уровня производительности труда и безопасности рабочих. Например, автоматически управляемые самодвижущиеся аппараты, оснащенные датчиками, используются для проверки нефтепроводов, мониторинга пищевой безопасности, минимизации воздействия шума, химических веществ и опасных газов на рабочих, особенно в таких отраслях тяжелой промышленности, как нефтегазовая, обрабатывающая и химическая.
Вместе с тем, говорится в отчете Международного экономического форума, открывающиеся перспективы омрачены рядом проблем — например, отсутствием концепции развития и руководства, недостаточностью проверенных бизнес-моделей, а также склонностью компаний откладывать крупные инвестиции из-за неравномерных темпов технического прогресса.
Эми Ша полагает, что наибольшую выгоду из Промышленного Интернета извлекут компании, внедряющие технические новшества и движущиеся вперед быстрыми темпами, тогда как те, кто привык к комфортному положению отраслевых лидеров, могут проиграть. «Конкуренция носит глобальный характер, и порой ее замечаешь только тогда, когда становишься жертвой перемен», — напоминает Эми Ша.
«Наиболее консервативные отрасли промышленности будут двигаться по этому пути медленнее, во всяком случае, пока не появятся надежные модели устранения рисков, — считает Кен Форстер. — Тем не менее, переход к XaaS неизбежен». Дима Токар, в принципе, с ним согласен, но предвидит немало трудностей на этом пути: «Мы меняем крылья у набравшего высоту самолета».
Статья опубликована по материалам http://thenetwork.cisco.com/