Согласно прогнозу Института энергетических исследований РАН (ИнЭИ), в период до 2035 года рост потребления электроэнергии в России составит в среднем около 1% в год.
С учетом нынешнего переизбытка мощностей существующих российских электростанций примерно в 20-30 ГВт, это означает, что у отечественной энергетики есть порядка 7-8 лет преимущества, которые можно потратить на развитие энергосистемы страны.
Немаловажную роль в решении этой задачи играет локальная энергетика, — утверждает генеральный директор компании НГ-Энерго Андрей Рудской.
За последние десятилетия распределенная генерация стала играть заметную роль в российской энергетике. Сегодня суммарная установленная мощность малых электростанций составляет 12-17 ГВт. При этом их число растет с каждым годом. Если раньше на собственную генерацию переходили российские промышленные предприятия, нуждающиеся в мощностях для поддержания непрерывности производственного процесса, то сегодня потребителями автономных электростанций становятся предприятия горнодобывающей промышленности, расположенные вдали от централизованных энергосетей, объекты первой категории – банки, аэропорты, больницы.
«В России сегодня еще не все оценили преимущества строительства автономных электростанций, — говорит Андрей Рудской. — в Советском Союзе концепция энергоснабжения отвергала существование подобных объектов, они работали, как правило, в режиме аварийных или резервных источников. А для автономного энергоснабжения распределенная генерация применялась в исключительных случаях. Но сейчас наша действительность требует от любого руководителя четкого экономического расчета и положительного баланса предприятия. Все научились считать деньги, и как раз в этом случае использование объектов распределенной генерации позволяет на многие годы вперед с достаточно высокой точностью просчитать затраты на электрическую и тепловую энергию».
Заметен интерес к локальной энергетике и на уровне глав отдельных регионов. Так, развитие этого направления обсуждалось на совещании у губернатора Камчатки Владимира Илюхина, проект «умной распределенной генерации» как элемент программы реиндустриализации экономики Новосибирской области стал предметом интереса врио губернатора НСО Андрея Травникова, а в качестве составной части единой интеллектуальной системы управления мегаполисом «Умный город» схожий проект заинтересовал губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Рано или поздно к возможностям автономного обеспечения тепловой и электроэнергией обратится и сфера ЖКХ, как это происходит во всем мире, — считает Андрей Рудской. Вне сомнения, это оценят все жители отдаленных уголков России, где, подчас, до сих пор серьезные проблемы с электричеством.
О компании НГ-Энерго
НГ-Энерго — лидер распределенной генерации. Работает на рынке с 2004 года. Компания реализует комплексные решения энергообеспечения – от разработки проекта и поставки оборудования до полного сервисного обслуживания и эксплуатации объектов локальной энергетики.
Центральный офис компании и производственный комплекс расположены в Санкт-Петербурге, есть представительство в Москве, обособленные сервисные подразделения, центры и склады запчастей в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Новопортовское — самое северное и одно из наиболее крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено близ поселка Новый Порт у побережья Обской губы, в 360 км от г. Салехард. Его извлекаемые запасы категорий C1 и С2 – более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Добыча углеводородов ведется в сложных климатических условиях Заполярья. Зимой температура воздуха в районе Новопортовского месторождения может опускаться до –60 °С. Нефть Novy Port обладает высокими эксплуатационными характеристиками. Содержание серы в ней – 0,1% (Urals и нефть Ближнего Востока – около 2%, Brent – до 0,3%, WTI – до 0,23%).
«Ворота Арктики» — единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом, позволяющий загружать нефтью морские танкеры. Расположен в 3,5 км от берега. С наземной инфраструктурой его соединяет подводный нефтепровод, а расположение в удалении от берега и мелководья позволяет морским танкерам подходить для загрузки непосредственно к терминалу.