Разное Статьи

Центр перспективных технологий

ТЭМ23 ТМХКаждое современное предприятие стремится к постоянному совершенствованию, чтобы не уступать своим конкурентам, а превосходить их.

Трансмашхолдинг (ТМХ), как лидер научно-технического прогресса в отрасли транспортного машиностроения, уделяет большое внимание внедрению инноваций. В составе холдинга вот уже пять лет действует специализированная научная организация — Центр перспективных технологий.

Центр перспективных технологий (ЦПТ) образован в конце 2019 года. Он создавался с нуля, но уже буквально через год кипела научно-исследовательская работа. Штат компании изначально составлял всего четыре человека, которые занимались проработкой нескольких проектов, ставших заделом для дальнейшей деятельности.

В процессе приобретения опыта сформировался сильный коллектив, утверждена методология, определены цели и сформулированы принципы работы ЦПТ. Если поначалу в ЦПТ только выстраивали цепочку актуальных для холдинга направлений исследований, то сегодня деятельность подчинена четкому графику, в котором порядка 200 научно-исследовательских работ на разной стадии реализации, они выполняются не только в рамках продуктовых проектов и операционной деятельности холдинга, но и для сервисных компаний — «ЛокоТеха» и «МВМ-Сервиса».

Можно сказать, что ЦПТ начинали с самых животрепещущих вопросов, поскольку были ограничены в ресурсах, а сейчас границы и возможности Центра сильно расширились. В этом и состоит главная цель ЦПТ — не просто решать локальные задачи, а системно подходить к научно-техническому развитию холдинга. Совместно с Технической дирекцией ТМХ планируется развитие на 5–10 лет вперед.

Системный подход

В ЦПТ стремятся к тому, чтобы реализуемые у проекты становились новыми направлениями бизнеса.

Специалисты ЦПТ создали совершенно новую методику спектральной диагностики используемого для работы дизелей масла и появляющихся в нем в результате эксплуатации примесей.
Разработанная и внедренная технология, в отличие от стандартного метода спектрального анализа РЖД, дает возможность определить более 100 элементов, их размер и состав, что позволяет точнее выявить, в какой части двигателя происходит износ. Таким образом осуществляется качественный предиктивный анализ состояния двигателя, позволяющий вовремя провести предупредительный ремонт, заменить выходящие из строя элементы. В результате внедрения новой методики и с целью оказания услуг «ЛокоТеху» создан Центр спектральной диагностики ТМХ, который также уже строит планы по выходу на внешний рынок.
В ближайшие годы подобным образом могут быть коммерциализированы еще несколько разработок.

В любом проекте ЦПТ работает в тесной связке с другими предприятиями и организациями ТМХ. Центр всегда находится в активном диалоге с компанией «ТМХ Инжиниринг», особенно на стадии, когда идея превращается в реальный опытный образец.

Один из ярких примеров — разработка новой опоры кузова на тележку для унифицированной платформы маневровых локомотивов, к которой относятся новейшие разработки — тепловоз ТЭМ23 и электровоз ЭМКА2.

Для этого проекта «ТМХ Инжиниринг» разработал требования, а ЦПТ совместно с другими научными организациями выступил в качестве исполнителя. Специалисты ЦПТ определили и подтвердили ресурсные характеристики, которые впоследствии были заложены в эксплуатационную документацию этих локомотивов.

Часто ЦПТ, наоборот, выступает в роли заказчика конструкторской документации. Предположим, Центр провел ряд исследований и спроектировал новую конструкцию, после чего необходимо создать макетный образец для испытаний. Тогда следует обращение к коллегам из блока инжиниринга в рамках договорных отношений внутри холдинга. Изготовление самих макетов и испытания проводятся преимущественно на заводах и в испытательных центрах ТМХ.

В числе работ, выполняемых ЦПТ, можно отметить проекты, направленные на повышение уровня комфорта в пассажирском железнодорожном транспорте. Так, в настоящее время ЦПТ совместно с производителями железнодорожных колес ведет разработки по созданию колес со сниженным уровнем шума, обеспечивающих новый уровень акустического комфорта в поездке. Также ЦПТ принимает участие в работах по оптимизации систем обеспечения микроклимата для перспективных вагонов метрополитена с целью улучшения теплового комфорта для пассажиров.

Взаимодействие с коллегами базируется на прочной методологической основе. В инженерной среде применяется система измерения зрелости продукта — уровень готовности технологии (TRL)

Шкала разделяет процесс создания продукта на девять ступеней, что позволяет эффективно систематизировать работу над проектом.

Первый уровень — это научные статьи, а последний — изготовление серийного образца и ввод в эксплуатацию. Работу по созданию жизненного цикла технологий от идеи до готового изделия тоже можно разделить на соответствующие этапы.
Центр не уходит вглубь фундаментальных исследований (уровни от 1 до 2), а концентрируемся на лабораторных и натурных испытаниях, а также на создании макетов (от 3 до 6).

Проектирование новой техники находится в зоне ответственности инжиниринга (7–8), а выпуск серийной продукции и ее обслуживание осуществляют заводы холдинга и сервисные компании (9-й уровень). При этом ЦПТ внимательно отслеживает эффективность своих технологий в условиях реальной эксплуатации и использует полученные сведения для их дальнейшего совершенствования.

Новые разработки

ЦПТ принимает самое активное участие в формулировании и уточнении стратегии технического развития холдинга. Прежде всего это касается таких направлений, как тяговые системы подвижного состава, двигатели, преобразователи для них, силовые конструкции кузовов и экипажные части пассажирских вагонов, метро, электропоездов и локомотивов, накопители энергии для перспективного подвижного состава.

Также большое внимание уделяется разработке методик периодичности ремонтов подвижного состава и его компонентов, внедрению роботов и новых методов диагностики. В настоящее время одновременно в ЦПТ реализуется более 40 проектов, включая комплексные.

Один из проектов — макетный поезд метро. Это демонстратор технологий, который создается для апробации поисковых технических решений и передовых технологий в условиях реальной эксплуатации. Он не будет предлагаться потребителям для продажи и коммерческого использования.

Макетный поезд метро предполагается применять исключительно в качестве действующей платформы для воплощения всевозможных разработок компании. Поезд будет состоять из 3–4 вагонов. Его можно будет использовать на испытательных путях «Метровагонмаша», а по ночам – на реальных маршрутах московского метро.

ЦПТ также выступает в качестве проектного офиса — разрабатывает и внедряет методологию, осуществляет координацию и руководство проектом инновационного маневрового электровоза ЭМКА2. Это особый формат взаимодействия внутри холдинга. За разработку локомотива отвечает компания «ТМХ Инжиниринг», а производит его Новочеркасский электровозостроительный завод.

Большое количество работ ведется по темам, связанным с совершенствованием системы ремонта подвижного состава, повышением надежности, готовности техники к эксплуатации. Например, некоторое время назад ЦПТ совместно с Московским государственным институтом стали и сплавов разработал модифицированную марку стали для бандажей колес локомотивов, использование которой позволяет заметно снизить интенсивность их износа.

С целью повышения производительности труда открыто направление по разработке сервисных роботов. При осмотре поездов метро новые роботизированные комплексы возьмут на себя решение задач, которые не требуют высокой квалификации, но при этом отнимают много времени. Предполагается, что они будут отдаленно похожи на небольших собак, оснащенных камерами-тепловизорами. Трудоемкость осмотра поездов с участием человека предполагается снизить не менее чем на 40%.

В разработке ЦПТ находятся облегченные конструкции кузовов для пассажирского подвижного состава. На горизонте 2026–2028 годов снижение массы кузова в продукции ТМХ должно составить 10–15% от имеющейся, а в более дальней перспективе — до 30%, с ­переходом на композитные технологии.

За пять лет своего существования Центр перспективных технологий ТМХ продемонстрировал значительный прогресс в области научных исследований и разработок в сфере железнодорожного машиностроения, стал реальной движущей силой внедряемых в отрасли инноваций. ЦПТ и дальше планирует расширять свою деятельность в периметре ТМХ для генерации новых идей и воплощения их в жизнь.

Источник информации — Трансмашхолдинг (ТМХ). Публикация носит информационный характер и не является рекламой.

ZQ901

Schmersal ZQ901 для конвейеров

Компания Schmersal предлагает тросовый аварийный выключатель ZQ901 для эксплуатации в суровых условиях окружающей среды. Далее

Клапан 400 серии Ду15 с электроприводом регада

Запорно-регулирующая арматура

ООО «КПСР Групп», белорусский производитель запорно-регулирующей арматуры, предлагает широкий ассортимент продукции. Далее

Электрический УРАЛ

Элекро УРАЛ

Автомат выдува ПЭТ бутылок А-10000-6

Автомат А-10000-6

ПО Логос

Обновление ПО «Логос»

Комплекс Планшет-А

Комплекс «Планшет-А»

Фрезерный центр Dener

Фрезерные станки Dener

Запчасти для спецттехники

Запчасти к спецтехнике из Китая

cniitmash logo

НПО «ЦНИИТМАШ»

Государственный научный центр Российской Федерации Научно-производственное объединение «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения» (ГНЦ РФ «НПО «ЦНИИТМАШ») — одно из ведущих предприятий Росатома. Далее

Novawind logo

НоваВинд

АО «НоваВинд» — дивизион Росатома, основная задача которого – консолидировать усилия Госкорпорации в передовых сегментах и технологических платформах электроэнергетики. Далее