Архив

Технологические платформы — инструмент модернизации

Какая роль в модернизации отечественной экономики отводится технологическим платформам, как должно осуществляться взаимодействие в этом процессе органов исполнительной власти, науки, бизнеса и институтов развития? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены 26 марта 2010 года в Общественной палате РФ в рамках круглого стола, организатором которого выступили Межкомиссионная рабочая группа ОП РФ по вопросам модернизации промышленности и ряд ведущих общественных организаций России, в том числе Союз машиностроителей России, Деловая Россия в лице сопредседателя организации Евгения Юрьева.

О повышенном внимании к этой проблематике говорит состав участников мероприятия, среди которых были представители профильных министерств, ведущих государственных корпораций – Роснано, Ростехнологий, ОАК и другие, холдингов и концернов, экспертного и бизнес сообщества.

Открывая круглый стол, вице-президент Союза машиностроителей России, руководитель Межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев отметил большую важность диалога, развернувшегося в обществе по вопросам инноваций и модернизации, которые выступают необходимым условием перехода страны с траектории догоняющего на траекторию опережающего развития. «Сегодня чрезвычайно важно понимание необходимости внедрения технологических платформ как эффективного механизма государственно-частного партнерства в области научно-технологического и промышленного развития», — подчеркнул Владимир Гутенев. При этом у нас есть выгодное преимущество: мы можем взять на вооружение лучшие наработки в этой области наших европейских партнеров и избежать ошибок, которые у них были.

Владимир Гутенев обратил внимание участников круглого стола на то, что для успешного решения модернизационных задач недостаточно наличия одних технологий, пусть и самых передовых. Важно прививать руководителям крупнейших промышленных предприятий культуру их потребления, создания механизмов, которые задействовали эти технологии.

Выступление заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артема Шадрина было посвящено деятельности министерства по содействию в формировании и внедрении технологических платформ. «Наше министерство при решении этих задач в первую очередь выяснило, какие сейчас предлагает бизнес инициативы, которые могли бы быть поддержаны со стороны компаний с госучастием, — отметил он. — В частности, есть предложения по суперкомпьютерным информационным системам, по использованию современных технологий в дорожном строительстве, в строительстве и обслуживании железных дорог. Поступили предложения, связанные с новыми, снижающими затраты технологиями при транспортировке нефти. Имеется также предложение по эффективной транспортировке электроэнергии, обеспечивающей снижение потерь и оптимизацию потоков. Также рассматриваются предложения, связанные с современными разработками мобильной электроники».

Сегодня в Минэкономразвития готовится проект директивы по технологическим платформам, который будет направлен на согласование в федеральные органы государственной власти. Начиная с апреля пройдут заседания совета директоров, где будет подниматься вопрос об участии частных компаний или компаний с госучастием, таких как «Газпром», «РЖД», «Транснефть» и др. в формировании технологических платформ.

О роли высших учебных заведений, готовящих инженерные кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности, в реализации программ модернизации, а также перспективных прорывных проектов, к которым, несомненно, относятся технологические платформы, рассказали первый проректор – проректор по научной работе МГТУ им. Н.Э.Баумана Константин Демихов, а также первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики, директор института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

На фоне деловых конструктивных предложений, прозвучавших от представителей высшей школы, особенно ощущалось отсутствие на круглом столе представителей Министерства образования и науки РФ, в адрес которого прозвучал ряд вопросов. Но они остались без ответа, т.к. в Минобрнауку направлялось приглашение принять его представителям участие в мероприятии в Общественной палате. Однако это предложение, мягко говоря, было оставлено без внимания. В процессе модернизации, заявленной высшим руководством страны, должны участвовать все стороны – и госорганы, и бизнес, и институты развития. И каждый должен пройти свою дорогу, внести свою лепту в общее дело. Вот почему странной, если не сказать большего, выглядит позиция Минобрнауки по вопросу взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающими сегодня своего рода фундаментом модернизации и технологического развития страны.

Государственные корпорации по роду своей деятельности находятся, что называется, на острие модернизационных процессов, внедрения передовых технологий в производство, реализации инновационных программ. Естественно, они не могут быть в стороне от участия в программах технологических платформ. О том, как строится работа по перспективным направлениям рассказали представитель Госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Гавриленко, директор департамента программ стимулирования спроса Госкорпорации «Роснано» Артем Хрюкин, советник генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Маханов.

В завершение круглого стола заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артем Шадрин поблагодарил участников дискуссии за интересные предложения, которые будут учтены в работе министерства по внедрению технологических платформ.

Закрывая мероприятие, вице-президент Союза машиностроителей России, руководитель Межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев выразил уверенность, что диалог представителей государственных органов власти, бизнеса и гражданского общества будет и дальше эффективно развиваться в интересах успешной модернизации российской экономики.

Статья опубликована на сайте Союз машиностроителей России

Генератор EU 22i

Генератор Honda EU 22i

Компания Honda предлагает универсальный генератор EU22i по цене 94 500 руб. Далее

Конвейерная система VarioFlow

Конвейерные системы Rexroth

Компания Bosch Rexroth предлагает конвейерные системы для сборочных линий. Далее

Renault logo

Renault

Группа Renault – это международная компания с французскими корнями, история которой насчитывает более 120 лет. Далее

Honda logo

HONDA

Корпорация HONDA, основанная в 1960 году, — создатель технологий и производитель продукции, опережающей потребности потребителей и общества. Далее