Архив

Технологические платформы — инструмент модернизации

Какая роль в модернизации отечественной экономики отводится технологическим платформам, как должно осуществляться взаимодействие в этом процессе органов исполнительной власти, науки, бизнеса и институтов развития? Эти и многие другие вопросы были рассмотрены 26 марта 2010 года в Общественной палате РФ в рамках круглого стола, организатором которого выступили Межкомиссионная рабочая группа ОП РФ по вопросам модернизации промышленности и ряд ведущих общественных организаций России, в том числе Союз машиностроителей России, Деловая Россия в лице сопредседателя организации Евгения Юрьева.

О повышенном внимании к этой проблематике говорит состав участников мероприятия, среди которых были представители профильных министерств, ведущих государственных корпораций – Роснано, Ростехнологий, ОАК и другие, холдингов и концернов, экспертного и бизнес сообщества.

Открывая круглый стол, вице-президент Союза машиностроителей России, руководитель Межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев отметил большую важность диалога, развернувшегося в обществе по вопросам инноваций и модернизации, которые выступают необходимым условием перехода страны с траектории догоняющего на траекторию опережающего развития. «Сегодня чрезвычайно важно понимание необходимости внедрения технологических платформ как эффективного механизма государственно-частного партнерства в области научно-технологического и промышленного развития», — подчеркнул Владимир Гутенев. При этом у нас есть выгодное преимущество: мы можем взять на вооружение лучшие наработки в этой области наших европейских партнеров и избежать ошибок, которые у них были.

Владимир Гутенев обратил внимание участников круглого стола на то, что для успешного решения модернизационных задач недостаточно наличия одних технологий, пусть и самых передовых. Важно прививать руководителям крупнейших промышленных предприятий культуру их потребления, создания механизмов, которые задействовали эти технологии.

Выступление заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артема Шадрина было посвящено деятельности министерства по содействию в формировании и внедрении технологических платформ. «Наше министерство при решении этих задач в первую очередь выяснило, какие сейчас предлагает бизнес инициативы, которые могли бы быть поддержаны со стороны компаний с госучастием, — отметил он. — В частности, есть предложения по суперкомпьютерным информационным системам, по использованию современных технологий в дорожном строительстве, в строительстве и обслуживании железных дорог. Поступили предложения, связанные с новыми, снижающими затраты технологиями при транспортировке нефти. Имеется также предложение по эффективной транспортировке электроэнергии, обеспечивающей снижение потерь и оптимизацию потоков. Также рассматриваются предложения, связанные с современными разработками мобильной электроники».

Сегодня в Минэкономразвития готовится проект директивы по технологическим платформам, который будет направлен на согласование в федеральные органы государственной власти. Начиная с апреля пройдут заседания совета директоров, где будет подниматься вопрос об участии частных компаний или компаний с госучастием, таких как «Газпром», «РЖД», «Транснефть» и др. в формировании технологических платформ.

О роли высших учебных заведений, готовящих инженерные кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности, в реализации программ модернизации, а также перспективных прорывных проектов, к которым, несомненно, относятся технологические платформы, рассказали первый проректор – проректор по научной работе МГТУ им. Н.Э.Баумана Константин Демихов, а также первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики, директор института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

На фоне деловых конструктивных предложений, прозвучавших от представителей высшей школы, особенно ощущалось отсутствие на круглом столе представителей Министерства образования и науки РФ, в адрес которого прозвучал ряд вопросов. Но они остались без ответа, т.к. в Минобрнауку направлялось приглашение принять его представителям участие в мероприятии в Общественной палате. Однако это предложение, мягко говоря, было оставлено без внимания. В процессе модернизации, заявленной высшим руководством страны, должны участвовать все стороны – и госорганы, и бизнес, и институты развития. И каждый должен пройти свою дорогу, внести свою лепту в общее дело. Вот почему странной, если не сказать большего, выглядит позиция Минобрнауки по вопросу взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающими сегодня своего рода фундаментом модернизации и технологического развития страны.

Государственные корпорации по роду своей деятельности находятся, что называется, на острие модернизационных процессов, внедрения передовых технологий в производство, реализации инновационных программ. Естественно, они не могут быть в стороне от участия в программах технологических платформ. О том, как строится работа по перспективным направлениям рассказали представитель Госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Гавриленко, директор департамента программ стимулирования спроса Госкорпорации «Роснано» Артем Хрюкин, советник генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Маханов.

В завершение круглого стола заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артем Шадрин поблагодарил участников дискуссии за интересные предложения, которые будут учтены в работе министерства по внедрению технологических платформ.

Закрывая мероприятие, вице-президент Союза машиностроителей России, руководитель Межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев выразил уверенность, что диалог представителей государственных органов власти, бизнеса и гражданского общества будет и дальше эффективно развиваться в интересах успешной модернизации российской экономики.

Статья опубликована на сайте Союз машиностроителей России

Буровые долота Волгабурмаш и Уралбурмаш

Буровые долота

АО «Волгабурмаш» и ОАО «Уралбурмаш» предлагают широкий перечень буровых долот.

Далее
Автомобильные бесфундаментные весы ВСА-С

Автомобильные весы ВСА-С

ГК «Невские весы» предлагает передвижные автомобильные бесфундаментные весы ВСА-С.

Далее
nlmk logo

НЛМК

Группа НЛМК – лидирующий международный производитель высококачественной стальной продукции с вертикально-интегрированной моделью бизнеса.

Далее
vbm logo

Волгабурмаш и Уралбурмаш

АО «Волгабурмаш» и ОАО «Уралбурмаш» — крупнейшие российские предприятия по производству породоразрушающего инструмента.

Далее
Sandvik Underground Loader LH625E

Погрузчик Sandvik LH625E

Представляем самый большой подземный погрузчик в горной промышленности Sandvik LH625E.

Далее